Кандагарские дожди

Автор: Григорий Чаленко

Григорий Чаленко - российский специалист по визуальным эффектам в кино - рассказывает о своей работе над фильмом "Кандагар" режиссёра Андрея Кавуна. Что такое CG дождь в современном кино? Для чего имитировать его на компьютере? Чем дожди "Кандагара" отличались от других?

Григорий Чаленко - "главный по дождям"Мое участие в проекте Кандагар заключалось в работе над добавлением дождей. Это довольно частая задача при работе над киношными эффектами, т.к. дождь бывает нужен по сюжету, а сымитировать его на съемочной площадке получается не всегда. Или не всегда правильно. Или не по всей глубине сцены. В этом смысле, "дождливые" сцены Кандагара стоят в череде многих других проектов, таких как Ночной Дозор, Андерсен, Меченосец, 1612, Стиляги, Черная Молния. Во всех этих фильмах использовалась похожая технология, но, в то же время,  каждая сцена была по-своему уникальна.

Первая моя проба такого рода эффекта произошла на Ночном Дозоре Тимура Бекмамбетова, когда многие делали что-то (включая эффекты для кино, в принципе) впервые. Но первый действительно реалистичный дождь я создал на проекте Андерсен. Выбор инструментария был изначально прост и однозначен. Eyeon Fusion - система с нодовым построением проекта - позволяет одновременно работать над сложным композитингом и создавать с нуля различные элементы типа частиц.

Для того, чтобы добавить дождь в уже отснятый материал, вначале его нужно разделить на планы по удаленности от камеры. Объекты, находящиеся на разной глубине, отделяются масками и дождь накладывается слоями: поверх ближних объектов - только слои крупных капель, поверх дальних объектов - все слои, включая слои с каплями и слои дальнего дождя. Таким образом, дождь не выглядит наложенным поверх кадра - он живет внутри сцены.

Добавление компьютерного дождя для фильма "Меченосец". Картинки кликабельны

Сложность создания ближних слоев с отдельными каплями в том, что вопреки распространенному мнению, водяная капля, летящая сквозь слои воздуха, не выглядит как ровная полупрозрачная синеватая черточка. Форма капли постоянно меняется и в каждый момент времени она по-разному отражает свет. То есть при контрастном освещении блик на разблюренной капле имеет сложную форму. Если воспроизвести все это с помощью реальной 3D-геометрии, сцена будет просчитываться очень долго, да и трудозатраты будут значительные. Вместо этого я использую спрайты, то есть каждая частица представляет собой предварительно нарисованное и анимированное 2D-изображение, уже учитывающее неравномерные блики и моушн блюр.

Дальние потоки дождя нецелесообразно имитировать частицами, поскольку на таком расстоянии отдельные капли не видны. Вместо этого я использую анимированные текстуры, создаваемые прямо в Eyeon Fusion и накладываю их несколькими слоями, по степени удаленности.

Прелесть такой технологии в том, что эффект просчитывается очень быстро (практически интерактивно), оставаясь при этом максимально реалистичным. И все процессы от ротоскопинга до создания дождя и композитинга делаются не выходя из одной программы - Eyeon Fusion. А это важно, потому что при необходимости внести поправки, это делается быстро, в одном проекте без многочисленных перемещений секвенций между приложениями.

Дожди в Кандагаре имели некоторые нюансы. Во-первых в кадре уже присутствовала съемочная вода. С одной стороны, это служило хорошим референсом по цвету, прозрачности, игре бликов, моушн блюру. С другой стороны, требовалось особенно тщательно прорабатывать добавляемый дождь, чтобы он смотрелся органично со съемочными каплями.

А вот как создавался дождь в фильме "Кандагар"

В одном из планов камера изрядно меняла уровень горизонта: в начале мы смотрели вниз, как бы вдоль потока дождя, потом выравнивались, глядя вдаль. Тут пришлось применить трехмерный арсенал Eyeon Fusion. Была импортирована оттреченная 3D-камера, частицы и прочие элементы, включая маски на элементы сцены, слои с дальними потоками дождя существовали в общем 3D пространстве.

Отдельная работа проводилась по небу. Оно должно было выглядеть дождливым, но при этом иметь определенные просветы, т.к. на ближних объектах был достаточно яркий солнечный свет. Это так же делалось в общей композиции с частичным использованием масок от дождевых слоев.

Работа над кандагарскими дождями заняла чуть больше месяца от первых обсуждений до окончательной приемки шотов, что по киношным меркам достаточно быстро. Пожалуй, она была для меня в большей степени творческой, чем технической. Все участники процесса получили удовольствие, некоторые из них - деньги, а я - еще и опыт.

Хотелось бы поблагодарить Александра Горохова, руководителя студий CoLoR и CG-Factory и моего постоянного заказчика, за разрешение на демонстрацию исходных материалов.

Фильмография Григория Чаленко на IMDB

Шоурил работ за 2008 год

Личный сайт Григория Чаленко

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: