Космические симуляторы — ушедшая эпоха? Часть III

Автор: Юрий ильин

Окончание. Первая статья о космических симуляторах доступна здесь; вторая — здесь.

Массивно-многопользовательские игры

2000-е годы — эпоха практически повсеместного проникновения скоростных интернет-соединений - и многопользовательских игр. Многопользовательскими вселенными сейчас уже никого особо не удивишь, однако в конце 90-х и начале 2000-х это было чем-то совершенно новым и необычным. Неудивительно, что среди ранних MMO значились игры с космической тематикой.

Сейчас, конечно, кого ни спроси, первой MMO-игрой, которую вам назовут, станет World of Warcraft. Второй, скорее всего, Lineage II (в народе - «Линейка»).

И хотя тень World of Warcraft маячит и довлеет повсюду, космические многопользовательские игры тоже не дают про себя забыть. И EVE Online, например, считается одной из самых популярных MMO-вселенных, хоть ни с Warcraft, ни с Second Life ей не тягаться в принципе.

Самым первым MMO-космосимом оказалась, как ни странно, опять-таки игра Microsoft – Allegiance (2000 год). Это была смесь симулятора со странной физикой (казалось, что дело происходит не в космосе, а под водой) и стратегии реального времени. В 2002 году Microsoft выпустила исходники игры в массы под лицензией Shared Source, и теперь поддержкой проекта занимаются добровольцы. Официальный сервер закрылся в 2002 году, неофициальный — тот самый, поддерживаемый добровольцами, работает и поныне по этому адресу: http://www.freeallegiance.org/

Microsoft Allegiance.

Jumpgate: The Reconstruction Initiative (2001) — «элитообразный» космосим, но только в MMORPG-формате. Торговля, прибыльная добыча руды, исследования глубокого космоса и борьба с враждебно настроенной инопланетной расой. Jumpgate - одна из старейших онлайновых игр такого рода, продолжающая непрерывное функционирование, - и это несмотря на драматичные отношения разработчика (компании NetDevil) с издателями их игры.

Jumpgate: The Reconstruction Initiative.

Игра доступна по следующему адресу: http://jossh.com/

Сейчас NetDevil занимается разработками Jumpgate: Evolution — следующей игры серии (http://www.jg-online.ru/ — сайт на русском языке!).

Jumpgate: Evolution.

Earth and Beyond (2002) – новаторская для своего времени массивно-многопользовательская игра, разработанная легендарной Westwood Studios. К сожалению, этот замечательный во всех смыслах проект, просуществовал очень недолго. За его издание взялась Electronic Arts, и в 2002 году проект был запущен... а спустя два года уничтожен вчистую, поскольку начальники из EA решили, что этот проект принесёт им меньше денег, чем The Sims Online.

Earth and Beyond.

Сервер Earth and Beyond был закрыт в 2004 году. The Sims Online, кстати, тоже провалились с треском.

Star Wars: Galaxies (2003) – приключенческая MMORPG по мотивам «Звёздных войн». Изначально характеризовалась очень непростым игровым процессом (например, чтобы стать джедаем, надо было выполнить целую серию действий, чтобы соответствовать списку неочевидных критериев). При этом степень свободы действий игрока была очень и очень высокой.

Star Wars Galaxies. Давным-давно, в далёкой галактике Дарт Вейдер нагрянул на одну из баз Империи с инспекцией.

Играли в неё поначалу с огромным воодушевлением: в своё время все новостные ленты облетело известие о том, что некое содружество игроков, играющих за солдат и офицеров Империи, выстроили себе полноценную военную базу, даже ходили по плацу строем, а также занимались патрулированием окрестных населённых пунктов (читайте, планет). Вот уж точно вошли в роль. Официальный сервер: http://starwarsgalaxies.station.sony.com.

Разработчики решили выказать им своё уважение, и на эту импровизированную базу пожаловал шаттл с Дартом Вейдером на борту (естественно, персонаж Дарта Вейдера обычным игрокам недоступен). Зловещий командир вооружённых сил Империи построил всю базу в боевые порядки, походил среди них, пообщался с отдельными игроками («Почему вы служите Имерии? — Потому что я верю в Порядок, Лорд Вейдер!»), затем обратился ко всем с ободряющей речью, похвалил за дисциплину, которая, дескать, на других, столь же удалённых базах Империи обычно хромает, и удалился, оставив игроков изумлённо хватать ртом воздух.

В обновлении 2005 года добавился элемент космосима — и теперь игроки могли и строить корабли, и летать и сражаться на них. К сожалению, с того же 2005 года начались упрощения: разработчики (Sony Online Entertainment) увидели, каким успехом пользуется World of Warcraft и решили «перенять всё лучшее». Получилось ровно наоборот: по мнению старых игроков, игра утратила былую глубину, всё упростилось донельзя и стало скучно. Упрощения, в итоге, сработали ровно обратным задуманному образом, вылившись в отток пользователей и появление пиратских серверов, пытающихся эмулировать игру в её первоначальном виде.

EVE Online (2003) – самая популярная на сегодняшний день (ок. 200 тысяч постоянных подписчиков) «космическая» MMORPG, разработканная исландской компанией CCP (Crowd Control Production); симуляторная составляющая там, скажем так, минимальна, куда важнее экономическая и социально-ролевая.

Красоты EVE Online.

На всех скриншотах представлены дивные (якобы) космические красоты, - но их почти не видно по ходу самой игры. Точнее, внимание фиксируется не на них, а на многочисленных элементах интерфейса управления:

Разработчики игры хотели создать в полном смысле «живой» виртуальный мир и у них это получилось. CCP избрали политику разумного невмешательства в дела игроков, в результате там образовалось своё массивное сообщество — со всеми «за» и «против» реального мира. Практически перманентными войными (между корпорациями) и преступностью, в том числе.

Относительно недавно (в начале этого года) одна внутриигровая корпорация полностью уничтожила другую, проведя соответствующую операцию по всем «законам» промышленного шпионажа, финансовых махинаций и недружественного поглощения с присвоением всей собственности, — как это изредка, но бывает в реальном мире. Официальный сервер — eveonline.com.

Infinity: The Quest For Earth (TBA) – будущий MMO-симулятор, разрабатываемый чуть ли ни в одиночку программистом Флавьеном Бребьоном — при поддержки очень небольшой группы сподвижников. Крайне амбициозный, надо сказать, проект, учитывая, что большая часть контента — поверхности планет, звёздные системы и вся галактика в целом — будут генерироваться процедурным образом (!) - заранее будут готовиться только алгоритмы. Процедурно будут генерироваться даже некоторые текстуры. Модели кораблей и строений, с другой стороны, будут заготовлены загодя.

Infinity: The Quest for Earth.

Уже сейчас это выглядит потрясающе красиво, а системные требования — в пределах терпимого. Другое дело, что, как это часто бывает с играми, разработка которых ведётся некоммерческим манером, нет никаких гарантий ни скорому выходу игры в массы, ни тому, что проект вообще будет доведён до завершения.

Официальный сервер: www.infinity-universe.com.

Поднимающие знамя: моддеры, любители, независимые разработчики

И тем не менее, возможно, благодаря именно любителям эпоха космических симуляторов не канула в Лету целиком и полностью. Да, рынок не так велик, как хотелось бы. Да, мы вряд ли когда-либо увидим уже Freespace 3, но всё-таки «свобода среди звёзд» (это слоган российского портала поклонников космических симуляторов Elite-Games.ru) остаётся притягательной — как для относительно большого числа поклонников видеоигр, так и для тех из них, кто что-то умеет делать сам (в плане программирования, 3D-моделирования и рисования).

А таких оказалось немало.

В 2002 году разработчик Freespace 2 — компания Volition выпустила в массы исходный код своей игры. Достаточно быстро сформировалось устойчивое — и очень мощное — сообщество людей, взявшихся за доработку «устаревавшего» движка. На сегодняшний день это сообщество квартирует вот по этому адресу: http://www.Hard-Light.Net.

С 2002 года они успели очень сильно модифицировать старые исходники, внедрить поддержку современных видеотехнологий (вершинные и пиксельные шейдеры 3.0, карты нормалей и многое другое), и «перевыпустить» оригинальные Freespace, дополнение Silent Threat и Freespace 2 на обновлённом движке и с новой графикой, выглядящей вполне современно.

Естественно, для запуска потребуется как минимум оригинальный FS2.

Кроме того, появилась уйма дополнительных кампаний для Freespace 2 (некоторые не уступают оригинальным кампаниям — а некоторые и превосходят) и целый ряд модов и «полных конверсий» по мотивам телесериалов или игр, никакого отношения к Freespace не имеющих. В их числе:

Babylon Project, симулятор по мотивам Babylon 5. Сырой, конечно, но чертовски увлекательный. Все корабли в игре выглядят в точности как в сериале (и почти на всех можно летать);

(В этом ролике на движке Freespace 2 воспроизводится серия Severed Dreams из оригинального Babylon 5).

Скриншот из игры The Babylon Project.

Wing Commander Saga, миникампания по мотивам игр Wing Commander (продолжается разработка полнометражной кампании);

Beyond the Red Line (Demo) – демонстрационная миникампания для будущей игры по мотивам сериала Battlestar Galactica. Полной версии игры, видимо, мы никогда уже не дождёмся, поскольку команда разработчиков распалась вследствие внутренних противоречий в конце прошлого года.



На Hard-Light.net, однако, хостится ещё один проект по мотивам BSG: Diaspora.

Кроме того, есть и ещё несколько проектов подобного рода, находящиеся на ранних стадиях разработки. Например, The Apocalypse Project — попытка представить вселенную из стратегических игр серии Homeworld в формате космического симулятора от первого лица; Fate of the Galaxy — мод по мотивам «Звёздных Войн»; Shadows of Lylat — мод по мотивам древней игры Star Fox. Начинались (но застопорились намертво) работы по созданию мода по мотивам анимэшной «мыльной оперы» Robotech.

Кстати, стоит добавить, что мод по теме Battlestar Galactica был сделан и для игры Freelancer.

Кратко надо бы упомянуть и о двух некоммерческих проектах, доросших до весьма зрелого уровня.

Orbiter – бесплатный кроссплатформенный симулятор, разрабатываемый с 2000 года Мартином Швайгером, старшим научным сотрудником Университетского колледжа в Лондоне.

Последний «стабильный» релиз состоялся в 2006 году, но разработка продолжается и поныне. Игра претендует на тотальный реализм: реалистичную физику в межпланетном пространстве с учётом всех небесных тел Солнечной системы, возможность попасть на орбитальную станцию «Мир», Международную космическую станцию, полетать на шаттле «Атлантис» и поглядеть вблизи на «Хаббл». Помимо этого в стандартной поставке симулятора идёт целая «пачка» вымышленных (или только ещё разрабатываемых) космических кораблей.

Исходный код закрыт, однако общедоступный API позволяет делать практически любые аддоны, чем поклонники пакета и занимаются.

Последний «стабильный» релиз состоялся в 2006 году, но разработка продолжается и поныне. Игра претендует на тотальный реализм: реалистичную физику в межпланетном пространстве с учётом всех небесных тел Солнечной системы, возможность попасть на орбитальную станцию «Мир», Международную космическую станцию, полетать на шаттле «Атлантис» и поглядеть вблизи на «Хаббл». Помимо этого в стандартной поставке симулятора идёт целая «пачка» вымышленных (или только ещё разрабатываемых) космических кораблей.

Vega Strike – открытый некоммерческий космический симулятор, создававшийся по лекалам Elite. На его базе даже пытались воспроизвести оригинальную Elite, но проект заглох в 2006 году. В начале этого года появились проекты Vega Strike: Privateer (реинкарнация Wing Commander: Privateer на базе движка VS) и Vega Trek — попытка создания игры по мотивам Star Trek на базе исходной разработки.

Vega Strike.

В России есть своё сообщество поклонников космосимов — уже упомянутый портал Elite-Games.ru. Его постояльцы этой весной через 1С сумели издать собственную игру — космическую стратегию с элементами ролевой игры «Звёздные волки 2: Гражданская война». Фактически это аддон к коммерческой игре «Звёздные волки 2», - скоропалительной недоделке, выпущенной впопыхах на волне успеха первых «ЗВ». «Гражданская война» же, по мнению критиков, получилась зрелой, продуманной и профессионально выполненной игрой, хоть и трудились над ней, так сказать, любители.

Сейчас Elite-Games, понаделав изрядное количество модов для серии игр Egosoft X, взялась за печально знаменитую игру Frontier: First Encounters (она же Elite 3), а точнее — за реализацию поддержки современных видеотехнологий Direct X (Direct 3D).

И уже достигли немалого:

Главное же, что работа идёт вовсю, прекращаться не собирается, а шуму везде где надо уже понаделала. В том числе на форумах Frontier Developments, компании, принадлежащей одному из создателей Elite Дэвиду Брейбену. После того, как там появился этот топик, создатели FFE D3D стали опасаться гнева Брейбена, известного своим более чем трепетным отношением к копирайтам. Однако Брейбен не стал преследовать в своё время создателя реверснутой и исправленной версии его игры — JJFFE (переработанной так, чтобы нормально работать под Windows). У Elite Games проблем тоже не возникло, по счастью.

Закончим на этом, пожалуй.

Как уже было сказано, космический симулятор пытались объявить мёртвым жанром? Поторопились, наверное...

игры
Комментарии  (обсудить на форуме)
вы забыли упаянуть замечательный симулятор Orbiter

http://orbit.medphys.ucl.ac.uk/

Разделы:
Рубрики:
Популярное: