3D анимация: в родных пенатах...

Автор: Юрий Ильин. Мир 3D

Российская 3D-анимация до недавнего времени была чем-то навроде единорога — не то миф, не то носорог, «доведённый до ума» профессиональными пиарщиками... Впрочем, не будем перегибать палку: у нас пока что и проекты, доведённые до релиза, можно на пальцах одной руки пересчитать. Из них более-менее успешных — один.

Между тем, не очень пока что понятно, а, собственно говоря, какой основной мотив у тех, кто пытается угнаться за Pixar'ом, кроме, естественно, самого факта погони за Pixar'ом? Все разговоры о российской 3D-анимации начинаются как раз с упоминания этого честнОго имени. С ним же идут неизбежные сравнения. Увы, не в пользу российских художников.

CG-графика в большом кино прописалась два десятка лет назад, «Истории Игрушек» - первому полнометражному 3D-мультфильму уже 13 лет, Pixar с тех пор наштопал ещё множество добротных (это уж как минимум) лент, и не он один — Disney пустился в одиночное плавание в те же бурные воды с «Цыплёнком Цыпой», и не прогадал.

В РФ с этим оказалось туго. Когда Тимур Бекмамбетов взялся за «Ночной Дозор», шуму про то, какие там будут CGI-спецэффекты «западного уровня» было много, а в результате получился неоднозначного, скажем так, качества фильм, где эти самые компьютерные спецэффекты выпирали так, будто ради них всё и снималось: а вот мы, дескать, тоже можем «как в Голливуде».

С CGI-анимацией, видимо, история похожая: пока идёт упор на одни аспекты, другие проседают, и в общем и целом — провал.

Вот, в октябре 2008 года на экраны вышел «первый российский 3D-мультфильм» под названием «Приключения Алёнушки и Ерёмы». Между тем, «Приключения...» не являются, строго говоря, первой в РФ попыткой подобного рода.

3D-анимация у нас была и раньше. Взять хотя бы студию «Пилот», славную отрёхмеренными Шефом и Коллегой (братья Колобки, они же братья Пилоты), а также Хрюном Моржовым и Степаном Капустой в программе «Тушите Свет» - программе, закрытой за излишне меткий и уместный юмор. С технической точки зрения, кстати, эти персонажи едва ли представляли собой что-то особо выдающееся...

С 2003 года студия CG Alliance Studio, выросшая из Maddox Games (создателей гениальной игры «Ил-2: Штурмовик»), занялась 3D-мультсериалом «Дятлows», каковой крутился на Рен-ТВ. Юмористическое шоу, да. Как рассказал в одном своем интервью глава студии Дмитрий Азадов, на тот момент у CG Alliance Studio было очень мало опыта, но хоть удалось выехать на энтузиазме. Получился сериал о мордатой, шлепогубой семейке и их «ля-ля». Самое же интересное, что главной проблемой сериала оказались... сценаристы. Тут мы, пожалуй, поставим красноречивую точку на полях, потому как к этой теме придётся ещё вернуться.

На рубеже в конце 90-х — начале 2000-х предпринималась отчаянная попытка создать 3D-фильм «Столичный сувенир» — причём, именно скорее фильм, а не мультфильм: во-первых, сценарий писался именно под потенциальный художественный фильм (или сериал), во-вторых, уже был даже определён состав конкретных актёров, которых, в итоге, изобразили в 3D. Как изобразили — другой вопрос, но факт, что такая попытка была. Персонажи «Столичного сувенира» срисовывались с разнокалиберных российских звёзд — и ими же озвучивались (в их числе Виктор Авилов, светлая ему память, и фотомодель Инна Гомес, сто лет ей здоровья. Гомес, кстати, затем отметилась озвучкой всё той же Алёнушки в упомянутых несколькими строчками выше «Приключениях...»).

Идея была вроде бы и неплоха, но...

Проект «Столичный сувенир» не был доделан, — рассказывает Андрей Гончаров, исполнительный продюсер мультфильмов «Столичный сувенир» и «Приключения Алёнушки и Ерёмы». Была завершена работа над одной серией. Предполагалось, что это будут две или три серии по 40 минут, или даже полнометражный фильм, но, поскольку лично мне не хватило средств на то, чтобы этот проект довести до конца, я выпустил его в виде одной серии. Всё остальное доделано не было. Работа над фильмом шла очень долго, изначально она велась без расчёта на кинопрокат. Производство затянулось на много лет — началось в 1999 году, а закончено было в 2004-м, и было понятно, на момент выхода DVD, что это было лишь очень смелым для меня экспериментом, в котором погибло огромное количество денег. И эти деньги совершенно невозможно вернуть. То есть, это было такой огромной школой лично для меня как для продюсера...

Как признаёт сам Гончаров, грустный опыт «Столичного сувенира» позволил, однако, избежать ему многих ошибок при работе над «Алёнушкой и Ерёмой».

Ну, пойдём дальше: в 2006 году на экранах появился т.н. «первый полнометражный» российский 3D-мультфильм под названием «Особенный» (студия «Animagic»), не получивший особой популярности по причине не слишком выдающегося исполнения и сюжета. И даже тот факт, что одну из ролей озвучивал великий Сергей Юрский, делу не помогло.

Наконец, в 2007 году публика, делая вид, что затаила дыхание, ждала выхода на экраны проектов «Кракатук» и «Лягушачий Рай». Производством последнего занимались знаменитые BS Graphics, но прошли все анонсированные сроки, а мультфильм так и не появился.

Как пояснил президент холдинга BS Graphics Сергей Баженов, производство мультфильма продолжается, а остановка носит сугубо временный характер.

Качественно произвести мультфильм в этой стране было раньше очень трудно, — говорит Баженов. — Очень много художников, которые делали рекламу и музыкальные клипы, но людей, которые могли бы с таким же качеством сделать законченное художественное произведение — 3D-мультфильм — практически не было. И первые попытки, которые сейчас происходят, показывают, что качество оставляет желать лучшего. Мы хотим сделать это нормально.

По словам Баженова, BS Graphics не устроил тот уровень анимации, который удалось получить поначалу. А поскольку мультфильм затевался как проект международного уровня, в BS решили фактически всё переделать.

Сейчас нам приходится перефинансировать проект, договариваемся с новыми партнёрами, несмотря на кризис, и перерабатываем концепцию. На первую серию ушли огромные затраты, поскольку разрабатываются все герои, все миры, даже с запасом получается, избыточным для одной серии, так что сейчас концепция перерабатывается, и речь идёт уже о трёхсерийном мультфильме, — рассказал Сергей Баженов.

По сведениям источников, имевших отношение к созданию «Лягушачьего рая» (и пожелавших сохранить анонимность), работы шли своим чередом, были готовы 40 минут анимации и рендер, и тут вдруг режиссёр решил поменять сценарий. Что не вызвало у художников особого восторга — оно и понятно. В результате возникших трений начался exodus из BS, а также пошли разговоры о том, что проекту конец, да и вообще он затевался ради... Ну, да это лишь слухи.

Остаётся надеяться, что «Лягушачий Рай» всё-таки рано или поздно выйдет на свет. По словам Баженова, в 2009 году планируется завершить все работы над первой серией, хотя в виду нависшего кризиса (хоть с большой буквы пиши), это может стать проблемой.

Не очень понятна и история с «Кракатуком» (AMEDIA). 3D-мультфильм режиссировал Егор Кончаловский, одним из авторов сценария был Леонид Каганов, личность в сетевых кругах весьма известная. Изначально предполагалось, что этот мультфильм будет иметь хоть какое-то отношение к сказке Гофмана, однако, когда название поменяли на «Наша Маша в земляничной стране», кому-то взгрустнулось, а кому-то икнулось — уж слишком напрашивались гусарские ассоциации с современным российским телеюмором.

Первоначально премьера была запланирована на конец 2007 года, затем её перенесли на март 2008 года, но и тогда она не состоялась.

Какова судьба проекта? Как сообщил сам Леонид Каганов, с которым нам удалось связаться, ему не известно, на какой стадии проект находится.

Могу лишь в который раз сказать, что у проекта очень сложная судьба, связанная и с организационными проблемами, и даже с форсмажорными обстоятельствами (один лишь пожар в студии чего стоит). Поэтому если рассматривать проект профессионально в плане 3D-графики, то надо иметь в виду, что те наработки, которые были современными и революционными 8 лет назад, когда проект стартовал, сегодня, возможно, уже такими не покажутся, — написал Каганов. — Что-то я слышал краем уха про уникальный рендер волос и еще какие-то технологии, которые изобретались по ходу, но это было давно, и насколько с тех пор шагнула вперед 3D-наука, я не знаю. Еще я слышал в те годы ключевое слово "Maya", возможно, профессионалам 3D оно что-нибудь скажет. Сделан ли проект на "Maya" и ныне — не знаю. Насколько я слышал, очередная премьера все-таки планируется в ближайшие полгода. Состоится она или снова будет перенесена - это я бы и сам хотел знать.

Судя по трейлеру, кстати, рендеринг волос действительно выглядит убедительно, даже для нынешних времён. В «Алёне и Ерёме», например, c волосами заморачиваться особо не стали: у главных и второстепенных героев так и остаются расчёсанным пластилином (или стружкой, как у Буратино). А у Маши всё серьёзно — волосы на уровне, страшно сказать, Final Fantasy: Spirits Within!



Видео с официального сайта

Опять же, из впечатлений от трейлера и скриншотов: крыса из «Маши» без чинов и зазрений сплагиачена с диснеевского «Рататуя» — впрочем, героический крысокулинар сам по себе нарисован так, что как ни крутись, а теперь, верно, все CG-мультяшные крысы будут на него похожи, просто потому, что нарисованы «после него».

Ну, а пока что с сайта компании Amedia исчезли все упоминания о «Нашей Маше...», в том числе из списка проектов, над которыми идёт работа. Осталось только некоторое количество трейлеров (по которым, как показывает практика, сложно судить о качестве всего продукта), да статья в русской Википедии.

Что ж, остаётся сидеть, подперев щёку, и ждать. Может быть, году в 2010-м...

Пока, впрочем, вернёмся в более близкое время. На дворе пока что 2009 год, а в октябре минувшего года вышел «первый российский полнометражный 3D-мультфильм» — «Приключения Алёнушки и Ерёмы». Участок номер один можно считать застолблённым окончательно.

«Приключения Алёнушки и Ерёмы» (Группа компаний Paradise)

Первое ощущение от трейлера — что суть мультфильма сосредоточена в бесконечных упаданиях с большой высоты на большой скорости, как будто все персонажи разом сговорились «убить себя с разбегу об угол» и вообще любую твёрдую поверхность.



Признаться, первые кадры самого мультфильма сие странное ощущение усиливают: рыцарь Фрауэнлоб фон Цветер начинает с того, что разносит к чёртовой свой замок — едино по дурости ума да по случаю приступа пиромании; одно из пушечных ядер, разлетевшихся при взрыве в разные стороны, едва не сбивает злосчастного грифа (или это ворона?), ну а когда птице, наконец, удаётся это ядро оседлать (a la барон Мюнхаузен — настолько ожидаемо, что даже не смешно), оно влетает в туалет, где заседает воевода Гордей. Ещё через несколько сцен бедный птиц опять во что-то впечатывается, а едва не сбивший его «лаптелёт» царевны Всеславы рассыпается в воздухе с причинением телесных повреждений массового характера... Да, ещё и Ерёма, выдернутый конём в окошко, успевает перелететь через забор и свалиться на проходившую мимо Алёну — «Очень приятно познакомиться. Алёна.»... Ну, и сразу за этим вышеупомянутый рыцарь опять получает тяжёлым предметом по кумполу. И так — далее, со всеми остановками.

Господа сценаристы, вы, кажется, слегка перестарались с членовредительством! (считайте это репликой из зрительного зала).

С другой стороны, мультфильм очень неплохо нарисован — во всяком случае, избранный лубочно-кукляшечный стиль работает самым положительным образом. Это красиво, ярко, пестро, причём пестрота глаз не режет, хотя, судя по отзывам в сети, многих мельтешение цветов в кадре как раз-таки пуще всего и удручило.

Приходится, кроме того, констатировать, что персонажи отнюдь не равны в плане качества. Два главных героя, чьи имена вынесены в название, хороши, а вот царь Дормидонт плосковат, да и тётка Ефросинья тоже. Воевода Гордей, порождение сельского туалета, какой-то уж слишком подчёркнуто деревянный — даже по сравнению со всеми остальными героями. Проходные персонажи отрисованы и того схематичнее. Но, может, так и надо?..

...Для тех сроков, которые были отведены на работу, можно сказать, что проект — неплохой, — отметил в интервью «Миру 3D» исполнительный продюсер мультфильма Андрей Гончаров. — Но, конечно, если подходить к нему взыскательно, можно сделать и намного лучше.

Главной проблемой, однако, оказывается не 3D-графика — каковая, быть может, и не пиксаровского уровня, но вполне достойна сама по себе. Главной проблемой оказывается содержание. Не очень интересный сюжет, песни, местами звучащие глупо (даже со скидкой на то, что целевая аудитория — школьники), шутки «из телевизора», частью удачные, частью не очень, но все уж больно «узнаваемые», в худшем смысле этого слова. Притягивание за уши поп-шлягеров типа Belle из мюзикла Notre Dame de Paris смотрится странно — хотя несколько усмешек, вероятно, вызовет. У некоторых...

Так или иначе, а этот проект, как уже сказано, до конца доведён. Он — есть. Остальные — либо провалились, либо подвисли, либо ждут своего часа. Такие, как ...

Кин-Дза-Дза... Дза...

Да, в 2010 году Георгий Данелия обещает вернуть на экраны «Кин-Дза-Дза», но только... в анимационном виде.

«Кин-Дза-Дза» и по сей день является культовой лентой, что в РФ, что за рубежом, и, как сообщает «Наше Кино», кому-то на Западе пришло в голову вытрясти из Данелии либо римейк «Кин-Дза-Дза», поскольку, дескать, оригинальный фильм «устарел по ритму, сюжету, монтажу». Данелия заявил, что не представляет в принципе, кто мог бы переиграть Яковлева и Леонова, и отдавать права на экранизацию кому-то ещё тоже не захотел. И тогда сошлись на компромисном варианте — анимационном.

Судя по описанию, мультфильм будет во многих отношениях другим; уж во всяком случае, обещают социальные параллели, более адекватные нынешним временам, нежели 1980-м. Настораживает, впрочем, обещание сделать этот фильм доступным для «максимально широкой аудитории», каковое стремление редко заканчивается хорошо... Но Данелия есть Данелия, так что подобное стремление к «демократизму в искусстве» по сюжету оказывается надлежащим образом обстёбанным: обитатели планеты Плюк не воспринимают игру профессионального виолончелиста Чижова, зато восторгаются кошачьими звуками, которые извлекает из инструмента его племянник Толик (Чижов и Толик, стало быть, сменили Машкова и Гедевана из оригинальной «Кин-Дза-Дзы»).

Первые сведения о том, что Данелия взялся за мультфильм — своеобразный римейк — появились ещё в 2005 году, завершение работ намечено на конец 2009 года, выход на экраны, как уже сказано, в 2010.

Что особенно интересно: мультфильм будет выглядеть как обычная анимация, в то время как, по донесениям разведки, 3D-графика там будет использоваться самым активным образом, правда, в порядке имитации двухмерных рисунков.

А это, по большому счёту, — шик ещё почище явной 3D-анимации. Остаётся дождаться финального результата.

Так в чём проблема?

В интервью «Миру 3D» глава BS Graphics Сергей Баженов заявил, в частности:

За счёт того, что в России было очень много пиратского программного обеспечения, так что люди осваивали нелицензионное ПО профессионального уровня, и теперь сам ресурс художников и дизайнеров, которые научились работать с этими пакетами, велик... В целом людей становится всё больше, множество талантливых ребят появляются в регионах, много компаний, которые развёрнуты в других городах. Да, собственно, стоит взглянуть на спецэффекты в «Адмирале» или в «Дозорах», и становится ясно, каков уровень профессионализма у этих ребят — всё становится очень реалистичным.

И при всём при этом — только «полтора» 3D-мультфильма на экранах... В чём же дело? Видимо, в опыте. Оказывается, в стране нет, или почти нет, специалистов, которые действительно «крокодила съели, собакой закусили» на работе подобного рода. Специалисты это подтверждают:

Проблема у нас везде одинаковая — мозги, — горько констатирует Андрей Гончаров. — И в 3D-анимации, и в кино, и в не 3D-анимации, везде... ...Кино — это не только картинка, это ещё и актёры, озвучание, это ещё и сценарий, сюжет, режиссура, музыка, в конце концов. И если в одном сегменте что-то сделано плохо, то всё кино не интересно. А в стране у нас нет людей, которые имеют опыт соединения всех сегментов производства трёхмерного мультфильма в единое целое. Получается замкнутый круг: люди не делали полный метр, не имеют такого опыта, а если такого опыта нет, то и нечего браться за полный метр.

Возможно, как раз команде Гончарова повезло больше других: у них получилось довести проект до конца. Везение? Отчасти, да. Отчасти — нет. Сам Гончаров считает, что провалившийся, в сущности, «Столичный сувенир», сожравший немалое количество средств, которые теперь невозможно отбить, стали для него изрядной школой, позволившей не наделать в дальнейшем тех же ошибок.

И пусть комом, но «Алёнушка и Ерёма» всё-таки получились. И сейчас «Парадиз» снимает вторую часть «Приключений Алёнушки и Ерёмы», пока Кризис не вмешался. Потому как потенциальные инвесторы этого волка боятся так, что и в лес ходить не рады — то есть, давать деньги на развитие отечественного пиксара... то есть, отечественной  трнехмерной анимации.

анимация
Комментарии  (обсудить на форуме)
Нее, не та это будет КинДзаЗа. совсем не та. Лучшебы и не пробовали

Спокойно. Её ВООБЩЕ не будет. Проект свернули.

Кризису преведЪ

Ну хорошо, Дза-дзу свернули. (и правильно!). Но с остальными то, что? Бросили кратко информацию и никакого развития сюжета? Еремушку там еще не накрыло?
И Девятку, может ее отнести к русским мультам? Сто пудов, мы бы радовались, если б Вонтеду дали оскара, как за себя...

Про Дза-Дзу - два раза в одну реку не вступишь. позволю себе напомнить, что забугорную награду КДД получила именно за изобразительную концепцию, которая, в свою очередь, родилась из того обстоятельства, что денег на нее было негусто. меньше бабла, больше фантазия работает. сработала так, что все до сих пор перед фильмом делают КУУУУУУУУУУУУУУУУ!

Мда, невесело как-то. Американцы вон мульт за мультом, только успевай... а наши посворачивалсь -видишь ли денег нет! Фигня все это.

кому вызов, а кому повод слезки крокодиловы лить да работников в три шеи гнать, чтобы страдать не мешали =D

Разделы:
Рубрики:
Популярное: