Коралина: кукла с тысячью лиц

Автор: CG Society. Перевод Мир 3D

Генри Селик вывел технологию Stop Motion в фильме «Коралайн» на новый уровень.

Сценарий мультфильма основан на книге Нила Геймана, получившего за нее престижную премию. История о маленькой девочке, обнаружившей таинственную дверь в Другой мир, очень похожий на тот, где она живет, но лучше … или это так ей кажется.



Впервые мультфильм снят в стереоскопическом 3D (S-3D) формате. Так Селик хотел закрепить иллюзию еще больше: создавая stop motion фильм мягко совмещая выражение лиц, выполненные с использованием CG, и реальную жизненную среду.

Одно кукольное лицо постепенно заменяется другим во время съемки stop motion, с чуть другим выражением, если надо улыбающимся, со сдвинутыми или приподнятыми бровями. Это не новый метод, но Селлик впервые соединил его с CG для ускорения процесса, и получил удивительный результат. Создание тысяч выражений вручную потребовало бы нескольких лет работы. Чтобы сохранить бюджет и время, на продакшн студии Laika создали незаметно переходящие очертания CG моделей лиц.

«У нас была замечательная группа художников, пришедших из разных мест, чтобы сделать этот процесс возможным».

Брайан МакЛин, супервайзер по строению лица

Больше чем встретиться глазами

Брайан Ван’т Нил начал работать на проекте в качестве оператора, а потом получил статус супервайзера по визуальным эффектам. «Коралайн» была его третьей картиной, сделанной вместе с Селиком. «Есть много фильмов, выполненных на хорошем техническом уровне, но нам хотелось вернуть публику в мир, созданный руками», — говорит Ван’т Нил. Его вклад в этот фильм больше, чем предполагалось сначала. То, что виделось как один персонаж с неизменным выражением лица, выросло в 21 персонаж с 15 300 выражениями. Все эти лица в течение 18 месяцев печатались на трех 3D  принтерах.

Laika привлекла к работе как традиционных создателей моделей, так и цифровых художников, требуя сохранения их «языка» на протяжении всего времени. Все начиналось с обычных пластилиновых моделей, которых сканировали в Maya с использованием 3D сканера. Лица моделировали заново, чтобы сохранить все первоначальные детали, стилизовали морщины, мешки под глазами, родинки и веснушки, которые необходимо было сохранить на лицах со всеми выражениями.

CG моделлеры, приглашенные для работы в этом фильме, ожидали более-менее традиционного процесса, оказалось, им необходимо перенастроить себя на Коралайн. Хотя зритель этого никогда не увидит, но скажем, что за каждым лицом есть детально разработанная регистрационная система и специально изготовленная механика глаз. Здесь вместо создания модели для цифрового рендера проводили процесс 3D печати, т.е. требовалось учитывать новые правила. Кожа должна иметь плотность повсюду, даже большую, чем сделанная на компьютере. Зубы моделировали так, чтобы их можно было вставить и вынуть через затылок головы Коралайн. Полость ее рта, включая маленький язычок, язык и пространство под языком, делали традиционными методами. Эти детали были в каждом лице, даже когда их не было видно. Чтобы достигнуть максимума возможных выражений, лица моделировали и пропускали сквозь RP двумя половинками, рассеченными по линии носа, что дало 20 733 возможных позиций лица девочки и привело к такой совершенной анимации. Специалисты студии Laika посчитали, что без процесса 3D печати такую работу сделать бы удалось 10 скульпторам за 4 года. И этого было бы недостаточно.

Скоростное прототипирование

Технология Objet RP Polyjet использует фотополимерную камедь, которая есть в картриджах и распыляется в очень тонкие 16-микронные слои, в 4 раза более тонкие, чем обычный человеческий волос. Поскольку она распыляется в жидкой форме, ультрафиолетовые лампы вулканизируют каждый слой, мгновенно укрепляя его. Хотя процесс проходит достаточно быстро, для разработки сложной модели потребуется много времени, ведь от изменения детали зависит съемка кадра. Специалистам Laika пришлось отпечатать 70 крошечных половинок лица во время создания того, что они называли «заготовками» разных выражений. Они стремились заготовить как можно больше деталей, чтобы ускорить процесс печати. Высота куклы Коралайн 10 дюймов (25 см), все детали соответственно еще меньше, так что удавалось сохранять пространство, а со стороны все казалось таким крохотным. Ее руки были так малы, такого же размера была арматура внутри.

CG модели половинок лица должны были точно совпадать с разработанной нумерацией и подходить к любому выражению, ведь снимали фильм кадр за кадром.

Кукла Коралайн высотой всего 10 дюймов, а должна быть хороша видна на экране. Сделанная вручную текстура выглядит отлично. Например, у Коралайн на лице веснушки, и они видны всегда, при любой мимике и выражении. Чтобы получить такой результат, потребовалось определить необходимую глубину краски на каждой веснушки, причем на каждом варианте ее лица, чтобы они хорошо пропечатались. Благодаря точности моделей и Objet 3D принтерам эту работу удалось сделать отлично. Возможности машины так велики, что все было сделано с высокой степенью точности.

Каждое глазное яблоко было инженерным чудом. Есть специальный материал, растворимый в воде, который разбрызгивали вдоль камеди, и из него создавали механически невозможную вещь — скрепленную и двигающуюся. Этот материал и делает Objet печать такой импрессивной. Нет ограничений на печать твердых объектов, можно печатать вместе шаровые и шарнирные соединения и работающие соединения, создавать цифровую версию работающего шарового соединения.

Как только была напечатана с подложкой пустота между шаровым и шарнирным соединением, закрепили пластиковые механические соединения глазных яблок, и глаза задвигались, стали мигать и щуриться. В волосах Коралайн находились подвижные вставки, и они развевались, когда она бежала.

После обработки лица протестировали, чтобы понять, как они будут реагировать на реальное освещение, окружение. Проводили это под очень ярким светом, сначала боялись, что все покоробится. К счастью, ничего не случилось. Лицо Коралайн размером приблизительно 1 на 2 дюйма, но даже на очень широком экране не видно никаких искажений. Даже ее нос, крошечная точка, где заметно каждое незапланированное движение, всегда выглядел аккуратно, хотя выпуск делали на трех разных 3D принтерах, приобретенных в разное время.

CG художники, работая над персонажами и их лицами, создавали бутафорию. Она не требовала быть технически уникальной. Какие-то вещи, вроде столового серебра или дверной ручки, нужно было делать за минуты, чтобы они были готовы к сэндингу и окрашиванию. Делали мех и волосы, используя ZBrush.

Удаление оснастки

Еще один аспект CG работы это удаление всяких приспособлений, ведь некоторые куклы были сконструированы таким образом, что не могли держать собственный вес, с широкой грудью, которая опускалась к ногам. И все это требовало поддержек. Аниматоры работали с этими приспособлениями, но потом их надо было удалить. Здесь пришли на помощь аниматоры с Shake и Silhouette.

Поскольку лица были сделаны из двух отдельных кусков, между ними оставалась видимая щербина. Было принято решение цифровым способом убрать ее, тщательно и аккуратно, чтобы не навредить очертаниям. Идентичную работу проделали еще раз, когда снимали сдвоенные кадры для S-3D.

Заглядывая вперед

Недавно МакЛин был на собрании пользователей Objet, где обычно говорят в основном о технической стороне дела. Впервые присутствовали компании, в том числе Laika, из Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, где только начинают использовать этот новый инструмент в кино. Это очень перспективно. Это интересная среда, когда перед вами не только рендер, но и милая статуэтка на доске. Ее можно рассмотреть со всех сторон и вдруг заметить какие-то детали, которые уходили из поля зрения на компьютере, в том числе несовершенства модели.

Несмотря на то, что в «Коралайн» CG не на первых ролях, без нее фильма не было бы.

stop-motion
Комментарии  (обсудить на форуме)
Модели не "глиняные", вероятно, а пластилиновые.

Хотелось бы видеть ссылки на источники.

Цитата
Oleg Paramonov пишет:
Модели не "глиняные", вероятно, а пластилиновые.

Хотелось бы видеть ссылки на источники.


О, люблю филологические обсуждения. Но в данном случае ничего интересного не будет, английское clay - это глина, а пластилин - plasticine. Так что, извините, дебатов не получится.

Ссылки на ресурсы:
http://coraline.com/
http://www.laika.com/
http://web.me.com/brianmclean/About/Current.html
http://www.objet.com/
ну и как указано в начале статьи http://cgsociety.org

Не нужно так агрессивно реагировать на поправки, я же помочь пытаюсь.

Пластилиновые кукольные мультфильмы по-английски - clay animation. В данном случае имеется в виду не просто clay, а modelling clay, то есть пластилин. Само слово plasticine практически никогда не используется.

Oleg Paramonov,

А почему агресивно? Действительно люблю поразбираться, как принято переводить. Причем не в словарях принято, они у нас устаревшие, это понятно.
За информацию - спасибо, учтем. Проверила, у ребенка на массе для лепки - действительно modelling clay написано. Хотя и от пластилина моего детства отличается эта штука. Но это уже лирика.

А работа по-моему просто гениальная. необычно, интересно и стильно сделано. И когда этот мульт наконец доедет и до нас обязательно посмотрю!

А подскажите, пожалуйста, как правильно говорить: композинг, композитинг или композ? И все-таки рендер или рендеринг (по английски-то он именно rendering - как процесс).

Еще раз спасибо!

Мульт выглядит необычно. Вообще, в этом году будет много необычных мультов. очень хочу посмотреть Девятку Бертона и на сборы ее хочу посмотреть. Что получится у Пиксара - тоже хочу смотреть. ВАЛЛ-И переплюнуть будет сложно... Дисней им явно мешает!

Разделы:
Рубрики:
Популярное: