Сергей Баженов



Сергей Баженов: Если касаться только самой компьютерной графики, то сегодня я не скажу ничего в принципе более нового, чего не говорил бы десять лет назад. Да, есть некоторое количество программных продуктов, все с ними работают. При этом всё сильно подешевело, и технически, и технологически всё сильно упало в цене. Еще одна тенденция - практически всё перешло на фриланс. Я буквально только что видел, как это происходит с аниматорами в Индии, в Малайзии, в Сирии, в Дубаи. Все студии «распускают» свои проекты на фриланс. Телевизионные каналы ставят у себя небольшую аппаратную, где стоят четыре-пять компьютеров, и в ней собирается то, что приносят в готовом виде фрилансеры, коих у них порядка ста человек. На месте иногда делается монтаж, композитинг, звук подкладывают уже в студии.

То есть в принципе, всё это за счёт удешевления техники и стоимости программных продуктов, таких как Final Cut, Vegas и других, стало как минимум доступнее.

Mир 3D: До какой степени?

Сергей Баженов: Когда я в 1993 году покупал первые лицензионные программы Softimage, лицензия стоила порядка 100 с чем-то тысяч долларов. Сейчас те инструменты, в которых можно создавать и монтировать графику, доступны всем. Достаточно дома купить компьютер и установить софт, и ты уже можешь участвовать в процессе производства. Все сбрасывают цены буквально на всё, и дело идёт к тому, что графику скоро можно будет делать на мобильном телефоне.

Графика — да, развивается, пакеты усовершенствуются, развиваются всякие там системы Motion Capture, трекинга, привязки компьютерной графики к реальным объектам, усовершенствуется моделлинг. Но тут надо иметь в виду, в каких сферах что применяется: что-то для спецэффектов, что-то для кино, что-то есть для анимации — создание героев, скелетоны, специальный софт для их анимирования.

Сейчас эпоха High Definition на телевидении только начинается, поэтому пока что преобладает «обычная» графика, над которой работают множество фрилансеров. У каждого телеканала уже есть свой штат 3D-художников, которым приходится работать быстро и много. Это потоковое производство. Там, конечно, есть свои интересные находки и идеи, но в основном это заставки — простенькие и короткие.

А серьёзное кино требует другого разрешения — 2k, например, и там все дефекты текстур, которые в низком разрешении не видны, моментально вылезают наружу. Трудоёмкость операции с качественными текстурами возрастает многократно.

То, чем мы сейчас занимаемся — что я считаю интересным и перспективным, — связано с искусственным интеллектом. Мы создаем компьютерную графику, условно говоря «всё ту же», но сразу же делаем ее мультиформатной, она уже не привязана к одному экрану. Мы пишем специальные графические realtime-программы — у нас серьёзные инвесторы, в том числе и ВТБ. И мы очень серьёзно финансируем новые разработки, в частности, графику для интерактивных телевизионных каналов, специальные системы для рекламы типа high-touch. Пример — напольная графика в гипермаркетах и других местах. Вообще, можно разделить несколько интересных направлений — напольная графика, настенная realtime-графика — для стендов... При этом рекламными стендами становятся все стены и все стёкла в магазинах, и они все соединяются в единую конструкцию, получается такая объёмная инсталляция.

Описание

Визуализация нанотехологий
Сейчас мы делаем очень много презентаций с такой интерактивной графикой. Скоро вот будет симпозиум по нанотехнологиям, — специально для него мы делаем гигантскую инсталляцию, своеобразное «виртуальное пространство нанотехнологий», ведь что такое нанотехнологии можно представить только визуально. Когда мы получали техзадание, никто толком не мог сформулировать, как они вообще могут выглядеть. Поэтому пришлось придумывать что-то абстрактное, а затем эту абстракцию конкретизировать для людей, чтобы у них сформировалось определённое представление.

Что касается технической стороны, то здесь мы объединяем изображения с нескольких проекторов в одно мультиформатное. Это наша собственная разработка, наш движок.


М3D: Кстати о разработках, какое сейчас у BS основное направление деятельности?


Сергей Баженов: Мы представляем собой крупный холдинг. Собственно, в его рамках есть компания BS Graphics, которой уже больше 15 лет. Она занимается интерактивными технологиями, компьютерной realtime-графикой, мультиэкранными пространствами для различных экспозиций, виртуальными бэкграундами, виртуальными мирами...

М3D: Можно ли поподробнее о виртуальных мирах?


Сергей Баженов: Это действительно интересная тема: виртуальные дискотеки, объёмные презентации, когда образуются сферические экраны...


М3D: Augmented Reality?


Сергей Баженов: Да, это составная часть. Мы просто пошли дальше. У нас это пересекается с рекламой, с презентациями, с выставками. Кстати, сейчас мы реализуем очень много совместных проектов с «ИнтерЭВМ» (в здании которого, собственно, и находимся). Провели выставку «Промышленная визуализация», разрабатываем ситуационные центры с графическим оформлением для органов исполнительной власти, коммерческие приложения — для выставок, для интерактивных шоу, для рекламных сетей (создаём интерактивную федеральную рекламную сеть). Есть особые инсталляции для парков развлечений – сейчас вот делаем для одной компании проект интерактивного шоу для детского парка, этакий «город развлечений».

BS Graphics

М3D: Это в Москве будет?


Сергей Баженов: Нет, это будет в Дубаи, в Сирии и в Корее. Три таких парка, выполненных по одному формату. Конкретнее - что-то вроде аттракциона, но с элементами reality-шоу, при котором актёры будут находиться в интерактивной графической среде. Она будет создаваться при помощи больших экранов, образующих единое целое.

Плюс мы разработали очень интересное решение: «виртуальный цирк» на базе движка BS Miracle. Стены и стёкла оклеиваются специальной плёнкой, так что, когда ребёнок (если это детский магазин) подходит к ним, мультик начинает с ним разговаривать.

Virtual Stage — виртуальные бэкграунды, сферические виртуальные экраны, где «сюжетная линия», так сказать, выходит на подиум. Например, сначала идёт фильм, где садится самолёт, и прямо из него на реальный подиум выходят девушки. То есть персонажи — модели, одетые в последнюю коллекцию, — выходят из графической среды.

Точно так же и с виртуальным цирком — вся арена превращается в сплошной экран. Клоуны «ловят рыбу», бегают лошадки — за ним возникают всякие фантастические свечения, когда идёт аргентинский танец, вокруг танцоров разлетаются листья… В общем, благодаря таким вот технологиям можно сделать много-много зрелищных интерактивных спецэффектов.

Из той же области — виртуальный каток: линии, по которым движутся фигуристы, прочерчиваются, получается, что вырисовываются фигуры, всякие цветы, узоры, вода превращается в лёд (хотя вся картинка проецируется на лёд) и так далее.

M3D: А насколько это всё, грубо говоря, дорого для потенциальных заказчиков?

Сергей Баженов: Всё делается по индивидуальным заказам. Это не поточная тема, она сродни мастерской по пошиву костюма. Понятно, что там должны быть хорошие закройщики. У нас в их качестве выступают грамотные программисты и дизайнеры, хорошие режиссёры. Кроме того, хотя у нас уже сработавшаяся команда, часто приглашаем фрилансеров под специальные проекты. Например, когда мы делали инсталляцию для «Песни Года» (режиссёр Саша Ревзин, его «Арс» привлекал), Алла Пугачёва попросила, чтобы для неё были сделаны интерактивные экраны, графика на которых реагировала бы на исполнителей.

Этот же продукт, в несколько модифицированном виде, существует для интерактивных телевизионных каналов, когда герои наших мультфильмов могут общаться со зрителем. Технология Стрим-ТВ, как и любая сетевая технология, позволяет уже превратить всё телевидение в интерактив. Например, мы можем использовать SMS, чтобы послать в эфир сигнал, который будет вызывать у образа на экране некоторую ответную реакцию. В кабельных сетях для этого же есть специальный софт.

Получаются интерактивные каналы с очень красивым графическим заполнением. Допустим, мы создаем графическую заставку, которой не надо делать сложный пост-продакшн, делать отдельные ролики и всё время их менять… Это уже некая единая заставка, единая графическая платформа для канала, которая позволяет туда автоматически внедрять всякие образы. Т.е. у вас есть некий «мир» телеканала, вы выводите видеоизображение любого формата — high definition или обычного видеостандарта, всё это выводится в некую интерактивную графическую среду. Она уже разработана дизайнерами, и является таким общим заставочным фоном для всего телеканала. Например, на картинке может меняться время суток, освещённость, цветовая гамма, любые объекты могут автоматически модифицироваться — на любую тему можно фантазировать, вводить какие-то конкретные объекты, которые будут жить по каким-то своим законам. Всё это продумывается дизайнерами, и есть художественное решение и режиссёрское решение, какой закон присущ данной заставке, данному интерактивному миру. Иными словами, создавая такой мир, мы создаём сразу всю концепцию оформления телеканала, причём эта среда может быть саморазвивающейся.

M3D: Сейчас это уже где-то применяется?

Сергей Баженов: Мы в каждой области получаем какие-то конкретные заказы и под них чётко выполняем то или иное решение, дописываем свой софт, именно под ту инсталляцию, которая в данный момент заказана, но в целом они все в некоторой степени не совсем индивидуальны. В настоящее время работаем над целым рядом проектов, от бытовых презентаций до очень сложных музыкальных инсталляций, когда идёт взаимодействие компьютерной графики со светом, со звуком…

M3D: Какие-то телеканалы сейчас являются вашими непосредственными клиентами?

Сергей Баженов: Сейчас в стадии проработки детские телеканалы с интерактивными персонажами мультфильмов, они будут и ведущими, и героями музыкальных клипов. Мы переносим компьютерную графику, выполненную в технике «классической» анимации в виртуальный мир, который позиционируем для телеканалов. Как раз сейчас мы разрабатываем такую среду — это будет детский канал.

M3D: У BS была довольно богатая история в плане создания музыкальных клипов с обширным использованием 3D-графики. Как сейчас обстоят дела?

Сергей Баженов: Мы и сейчас этим занимаемся, поскольку поступательно движемся во все эти области. Компьютерных клипов нами раньше делалось очень много, потом просто на них спрос несколько снизился, ввиду чего мы сконцентрировались на производстве спецэффектов и компьютерной графики для кино. Но в нынешнее время спрос по клипам снова возрос, а потому мы продолжаем развивать это направление. Вот, например, сейчас работаем с Игорем Матвиенко над новым клипом «Мобильных блондинок» — он будет полностью компьютерным, всё снимается в виртуальной студии. В общем, мы эту тему не забросили: как были участниками шоу-бизнеса в качестве производителей музыкальных клипов, так ими и остаёмся.

M3D: По поводу кино — внизу висит огромный плакат «Кода Апокалипсиса». Над какими ещё фильмами вы работали в последнее время?

Сергей Баженов: Уточню — с «Кодом Апокалипсиса» мы интегрировались с несколькими компаниями, потому что это был очень большой проект. Под такие фильмы всегда конструируется целый пул компаний. BS была тут ведущей, но что-то мы отдавали другим — где-то делался композитинг, где-то спецэффекты, что-то дорисовывали и так далее. Мы и теперь периодически создаем спецэффекты для каких-то фильмов, но основной акцент BS Graphics все же делает на интерактивных технологиях, технологиях искусственного интеллекта и так далее.

В частности, сейчас мы работаем над специальной программой — в январе должна будет выйти демоверсия, — которая способна определять, кто с ней общается. То есть — определять пол, возраст человека, и соответствующим образом реагировать. Эта разработка предназначается для рекламных сетей.

M3D: Звучит как система безопасности…

Сергей Баженов: Нет, это ориентировано на рекламные сети. Это адресная реклама — мы делаем свой «плейлист», так что, когда система определяет, кто перед ней находится, она выводит потенциально интересный для него ролик.

M3D: А по каким параметрам происходит определение, что за человек стоит перед экраном?

Сергей Баженов: По внешности, по внешним данным. Мы уже достигли очень маленькой для рекламной среды погрешности - порядка 7-5%. Думаю, сведём до 1-1,5%. И, главное, не важно, даже если подойдут несколько человек. Вычисляется общая статистика по полу, возрасту, и по результатам подсчёта на соответствующие экраны выводится соответствующая реклама.

В общем и целом у нас готовятся восемь новых продуктов такого рода: цирк, ледяное шоу, Virtual Stage, виртуальные музеи, инсталляции для выставок, индивидуальные шоу для корпоративов по заказам и так далее.

Вообще, BS Graphics на время кризиса сосредотачивает усилия на стратегической разработке новых технологий. Мы аккумулируем ресурсы, чтобы интегрировать наши новейшие разработки в рекламную среду, в бизнес, телевидение. Сейчас будем разрабатывать очень мощную программу для медицинской сферы, работаем с аптеками — в частности, с сетью аптек «36'6». Там как раз применялись средства идентификации потенциальных клиентов, и в зависимости от пола и возраста человека перед стендом им предлагалась определённая палитра лекарственных препаратов. Сейчас это всё находится в процессе доработки, но главное, что мы создали реально работающий продукт, первый такого рода — полный хайтек для рекламы, промо, шоу и других сфер. Это новое направление. Всё это, само собой, базируется на компьютерной графике. Точнее, мы это называем визуализацией, мы уже отходим от понятия «компьютерная графика», поскольку она является только одним из инструментов, а в целом среда гораздо шире — это и световые эффекты, и звуковые, и специальные дизайнерские решения. В комплексе это всё создаёт новую реалистичную среду.

За счёт того, что возможности графики расширяются, растёт разрешение (high definition — это уже 2k), увеличиваются мощности процессоров и графических систем. Соответственно, так же быстро идёт развитие и съёмочных систем. Как мы знаем, Nikon, Canon, Sony уже выпускает профессиональные фотоаппараты с разрешением 24 миллиона пикселей. Многие модели уже начинают снимать в high definition, например Canon D-5 Mk2, ну и Nikon выпускает 900-ю модель. Соответственно, это ещё более интересно — работать с фотографическими образами, соединять их с компьютерной графикой. Инструмент становится достаточно доступным, чтобы с ним могли работать даже фрилансеры — во всяком случае, с небольшими фрагментами высококачественной съёмки. Фрилансеры уже могут это обрабатывать, и внедрять в компьютерную графику более качественные изображения, а это очень важно, так что мы, в итоге, получаем армию дизайнеров, оснащённую самым последним оборудованием, которое тоже становится доступным. То есть раньше, например, нам нужно было купить за 200 тысяч долларов какой-нибудь Viper, который позволял снимать видео высокого разрешения (2k), сейчас это делают уже фотоаппараты со встроенной функцией видео. Плюс ещё есть камеры с разрешением 2-4k, а на будущий год запланирован выпуск камеры в 5k. Даже при цене в 17 тысяч долларов этот агрегат можно назвать относительно долступным.

Всё это позволяет получать высококачественные изображения, и мы можем с ним оперативно работать в графических системах, очень грамотно синтезируя его с графическими образами. Соответственно, за счёт высокого разрешения мы можем сшивать множество экранов с хорошим качеством. То есть - форматировать изображение по-новому и раздавать его на все стены, склеивать и очень интересно оформлять интерьеры.

Плюс, когда мы интерьерную графику соединяем с realtime-графикой на базе игровых движков - получается такая синергия, симбиоз новых процессов, он даёт, конечно, совершенно фантастический результат.

Еще в одной новой программе, которая у нас в разработке, мы соединяем компьютерную графику с андроидными технологиями — в России начали производство роботов («Андроид-сервис»), и вот мы заключили с ними соглашение по использованию человекообразных роботов в шоу. В контексте последнего мы плотно сотрудничаем с Андрисом Лиепой. На будущий год совместными усилиями будет поставлено шоу с участием живых людей и роботов на фоне интерактивных виртуальных декораций.

Если говорить об одной только графике, то тут практически всё стало уже порядочной обыденностью: есть какие-то стандартные программные решения, и мы уже почти не используем, например, какой-то спецтехники для её производства. Серверы все стандартные, они общедоступны, у них довольно-таки невысокая цена — это не то, что было где-нибудь десять лет назад, когда приходилось покупать для какой-то работы под ТВ или кино «суперкомпьютеры» по 400 тысяч долларов и собирать дорогущие кластерные системы. Мы уже давно всё это выбросили.

Более специализированная техника — свет и звук — стоят, конечно, подороже, но это всё равно сопоставимо с теми затратами, которые люди пускают на оформление представительских интерьеров. В целом сейчас люди стоят дороже, чем вся техника.

M3D: Кстати, на Ваш взгляд, как обстоят дела с профессиональной сферой в России, и с уровнем профессионализма российских художников?

Сергей Баженов: За счёт того, что в России было очень много пиратского программного обеспечения, так что люди осваивали нелицензионное ПО профессионального уровня, ресурс художников и дизайнеров, которые научились работать с этими пакетами, довольно велик. Например, в игровой индустрии вообще сложился свой мир, — там люди работают с низкополигональной графикой, но, как правило, они все универсальны, и стоит им немного подучиться, и они вполне могут работать и с кино, и с анимацией. В целом людей становится всё больше, множество талантливых ребят появляются в регионах, много компаний, которые развёрнуты в других городах. Да, собственно, стоит взглянуть на спецэффекты в «Адмирале» или в «Дозорах», и становится ясно, каков уровень профессионализма у этих ребят — всё становится очень реалистичным.

M3D:. Ну, от «Дозоров» местами оставалось ощущение, что эффекты делались ради самих эффектов.

Сергей Баженов: Ну, всё равно, если мы говорим об уровне компьютерной графики, то видно, что её уровень в России уже весьма высок. А если говорить о людях, то на рынке сейчас достаточно много профессионалов, с которыми можно делать высококачественные произведения в кино, а в перспективе – и в анимации.

M3D: Вопрос по конкретному проекту BS Graphics — мультфильму «Лягушачий Рай». Его анонсировали на 2007 год. Какова его судьба?

Сергей Баженов: Производство продолжается. Есть временные остановки — поясню, почему. Качественно произвести мультфильм в этой стране раньше было очень трудно. Существовало очень много художников, которые делали рекламу и музыкальные клипы, но людей, которые могли бы с таким же качеством сделать законченное художественное произведение — 3D-мультфильм — практически не было. И первые попытки в этой области, которые сейчас происходят, показывают, что качество пока еще оставляет желать лучшего. Мы же хотим сделать свой фильм нормально.

Начинали мы в одном пакете — Softimage XSI, но не набрали столько художников для работы с ним. Потом перебрались на Maya, и очень многое пришлось переделывать заново, включая модели и текстуры, бэкграунды и так далее. Суть в том, что всё должно находиться в единой графической среде, а Maya оказалась наиболее простым для нас вариантом. Другое дело, что система управления проектом для нас оказалась очень непроста, качественно выстроить управление с точки зрения не отдельных фрагментов — анимации, текстурирования — а управления в целом, чтобы уложиться в бюджет оказалось очень сложным. Вдобавок мы попали в очень большой рост цен. Мы начинали с одними расценками по зарплате, а за два года они выросли в два-три раза.

Сейчас нам приходится перефинансировать проект, мы договариваемся с новыми партнёрами, несмотря на кризис, и перерабатываем концепцию. На первую серию ушли огромные деньги, поскольку разрабатываются все герои, все миры. Зато теперь по контенту и идеям даже с запасом получается, избыточным для одной серии. Так что сейчас концепция перерабатывается. Речь идёт уже о трёхсерийном мультфильме.

М3D: Т.е. проект будет доведён до финала?

Сергей Баженов: Конечно.

М3D: Просто если оценить количество не доведённых до конца проектов...

Сергей Баженов. Ну, если посмотреть «Кракатук» подвисший, или «Ерёму»... Некоторые из тех, кто делал «Приключения Алёнушки и Ерёмы» работали и у нас над «Лягушачьим раем». Но мы просто не принимали такую работу. Мы позиционируем «Лягушачий рай» на другом уровне качества, мы планируем сделать анимацию международного уровня. Уже потратили около 5 миллионов долларов, и думаем, что он нам примерно в 8 миллионов выйдет (это без рекламы). Вторая и третья серия будут, конечно, подешевле.

М3D: А примерно когда Вы планируете это выпустить?

Сергей Баженов: А сейчас просто мы оговорили позицию. Сейчас речь идёт о том, что нашими новыми партнёрами станут иностранные студии, мы в настоящее время увязываем всю схему работы....

М3D: Ну, а всё-таки, когда первая серия может примерно выйти на экраны?

Сергей Баженов: Мы в любом случае сможем установить это время только с дистрибьюторами. Сейчас речь идёт о том, что в течение следующего года мы собираемся её доделать, а когда мы её выпустим уже зависит от продажи прав и дистрибьюторов. Установка фильмов в сетку показа — это целая технология. Например, детское кино показывают в каникулы, ну и так далее. Всё это обговаривается уже с прокатчиком.

М3D: Большое спасибо за ответы!

мультимедиа
Комментарии  (обсудить на форуме)
Эй, там, выше постом, что это было?

Разделы:
Рубрики:
Популярное: