Взрывы и дождь. Как делают погоду в кино

Автор: Надежда Маркалова

Эта статья продолжает цикл материалов в рамках специального проекта портала Мир 3D "Спецэффекты: докомпьютерная эпоха".

Каждую пятницу выходит новая статья, которая рассказывает о развитии одного отдельно взятого приема в области эффектов: от идеи до воплощения в культовых фильмах. Известные режиссеры и неизвестные создатели киноэффектов, самые интересные и невероятные факты в истории кинематографа. Так постепенно раскрываются секреты создания магии кино.

Автор рубрики: Надежда Маркалова.

Взрывы в кино: что за кадром?

Очень часто, видя взрывы и слыша свист пуль в кино,  мы не задумываемся о том, как это сделано. А ведь даже сегодня пиротехнику по-прежнему делают на съемочной площадке, потому что цифровой огонь пока очень сложен: он либо выглядит нереалистично, либо слишком дорогой. Например, чтобы отрендерить цифровые взрывы для фильма «Знамение», понадобились все компьютерные ресурсы студии Animal Logic, а сам рендер занимал десять часов на один кадр. Далеко не все могут себе это позволить.

Первая ступень взрыва здания в фильме «Нужные вещи»

Пиротехникой на съемочной площадке занимаются люди со специальным образованием, более того, эта работа требует лицензии.
Вот, казалось бы, просто подложить динамит или порох, поджечь, и отбежать подальше, так? На самом деле все гораздо сложнее. Киновзрывы требуют сценарной работы не меньше, чем любой другой эпизод фильма.

Нельзя просто взять и взорвать, скажем, все здание сразу – это будет не эффектно. Нужно, чтобы сначала пламя вылетело из окон, потом из подвала здания, потом разлетелись стены, а уже потом – большой огненный шар взмыл в небо. И зритель должен увидеть это во всех подробностях (ну, почти, во всех).

Если нужно взорвать настоящее здание, пусть даже специально для этого построенное, его предварительно готовят: подпиливают рамы так, чтобы нужная часть их осталась на месте, а нужная – разлетелась на части. Также это делается для того, чтобы здание развалилось при минимально необходимом заряде. Все части, что должны развалиться, делаются из легких материалов с тем, чтобы если какие-то куски случайно упадут на голову кинематографистам, ущерб был бы минимален.
Если при этом в кадре должны быть персонажи, с людьми скрупулезно отрабатываются все их передвижения, фиксируется время, необходимое для того, чтобы они достигли безопасного расстояния до того, как произойдет главный взрыв.

Планирования взрыва на макете

Люди, занимающиеся пиротехникой, хорошо разбираются в составах горючих и взрывчатых материалов. Они четко знают, сколько какого состава надо для того или иного взрыва – не только по объему, но по цвету горения и поведению вещества после воспламенения, так что картинка на экране получается строго по сцнарию.

Согласно «сценарию» взрыва пиротехники подбирают размер и состав заряда, потом эти заряды закладывают в железные урны, наподобие пушек, наклоненные в сторону окон. Сверху на заряд кладут куски дерева – что-то, что будет играть роль разрушенных деталей стен или окон. Этот мусор вылетит из окон вместе с огнем. Также по стенам здания прокладывается детонирующий шнур (prima cord). Он мгновенно воспламеняется и разрушает все, к чему прикасается. В центре здания расставляют второй строй бомб с мусором, на этот раз нацеленный вверх. За ними стоят бочки с горючим, которые создадут большой огненный шар в конце всего действа. Необходимо убедиться, что все провода, соединяющие пульт управления с зарядами, хорошо защищены от предыдущих взрывов и работают. Если хоть что-то не сработает, дубль будет испорчен, а второго дубля – не предусмотрено.

Панель управления зарядами

Все провода тянутся к пульту управления. Этот пульт представляет из себя…. кусок дерева со вбитыми в него гвоздями (и название у него соответствующее: nailboard – дословно «доска с гвоздями»). Каждый гвоздь соединяется кабелем с нужным набором зарядов. Еще один гвоздь находится в руках оператора. Этот гвоздь и замыкает контакт, приводя в действие взрыватель каждого заряда.

Пиротехники создают бомбы из пороха, а также из материала, который горит гораздо медленнее и создает большой огненный шар. В отличие от бензина, который имеет обыкновение оседать на окружающих предметах и поджигать их, этот материал сгорает полностью в воздухе, не оседая и не причиняя ущерба съемочной площадке. Две недели подготовки уходят на то, чтобы взорвать все здание за четыре с половиной секунды. Обычно взрывы снимают несколькими камерами, чтобы иметь возможность показать сцену с разных ракурсов при монтаже.

Стена напалма, созданная Эй. Ди. Флауерсом и Джо Ломбарди для фильма «Апокалипсис сегодня»

Одна из самых знаменитых пиротехнических сцен в кино была сделана Эй. Ди. Флауерсом (A. D. Flowers) и Джо Ломбарди (Joe Lombardi) для фильма «Апокалипсис сегодня». Эй. Ди. Флауерс делал пиротехнику к фильму «Ад в поднебесье», «Приключение «Посейдона» и «Диллинджер», Джо Ломбарди работал на таких лентах как «Москитный берег», «Необычайная отвага», «Прямая и явная угроза» и «Псы войны», вместе они уже работали с Фрэнсисом Фордом Копполой на фильме «Крестный отец».

Эй. Ди. Флауерс и Джо Ломбарди на съемочной площадке «Апокалипсиса сегодня»

Оба специалиста считаются легендами кинопиротехники. Во время съемок «Апокалипсиса сегодня» они использовали все виды взрывчатых материалов, какие только возможно. Десять месяцев они провели на Филиппинах, создавая знаменитую сцену с напалмом. И это – самая большая пиротехническая сцена когда-либо созданная для кино. Им понадобилось почти 200 метров пластиковой трубы диаметром 15 сантиметров, которую заполнили бензином. Процесс заполнения занял два дня. Вдоль трубы были расставлены бочки с бензином, в которых находились заряды. Эти бочки детонировали последовательно, так, чтобы казалось, что летящие в небе самолеты выпускают ракеты.

В фильмах присутствуют и взрывы поменьше – например, когда по сюжету в персонажа стреляют, мы видим, как пуля ударяется в стену около его головы. Естественно, никто не стреляет в актера на съемочной площадке, но эффект удара пули должен быть в кадре. Чтобы создать такую иллюзию, в стене, у которой будет происходить действие, делается отверстие, в которое закладывается маленький заряд. Если у нас предполагается автоматная очередь, к примеру, то таких зарядов делается несколько, и все они соединяются проводами с таким же «пультом управления» из гвоздей. Потом стену заново шпаклюют, чтобы взрыватели не были видны. Во время съемки оператор-пиротехник проводит своим гвоздем по тем, что вбиты в дерево, подрывая мини-заряды последовательно.

Взрыв модели для фильма «Империя наносит ответный удар»

Иногда такое отверстие от пули требуется сделать в человеке. Тогда на тело накладывают кусок толстой кожи или какой-нибудь другой защитный материал, поверх которого крепится мини-заряд и полиэтиленовый мешочек с жидкостью, имитирующей кровь. Идущий к заряду провод прячут под одеждой.

Есть еще один вид взрывов в кино – это миниатюрные взрывы, которые должны создать иллюзию взрыва большого. Еще на заре кинематографа специалисты заметили, что если просто взорвать миниатюру, как обычно, то она разлетается, как спичечный коробок, что сразу выдает реальные размеры макета. Чтобы создать иллюзию того, что взрывающаяся миниатюра – это большой объект, ее, во-первых, подпиливают так, чтобы части, на которые модель распадается, были как можно меньше размером, а во-вторых, снимают с другой скоростью. Минимальная скорость съемки миниатюрного взрыва – 100 кадров в секунду. Для взрыва летающей боевой машины на планете Хот в фильме «Империя наносит ответный удар» в модели было предусмотрено место для заряда, секрет состава которого пиротехники не рассказывают. Этот состав сделан так, чтобы при взрыве он напоминал бенгальский огонь по цвету и структуре. Модель также снимают несколькими камерами.

Взрыв модели для фильма «Звездные войны»

В съемке взрывающихся моделей космических кораблей есть еще один нюанс – в космосе нет гравитации, поэтому все части корабля будут отлетать на равные расстояния от эпицентра взрыва. Чтобы имитировать это, макет подвешивают над камерой, которую закрывают стеклом, чтобы в нее не попали осколки модели, а у самой камеры ставят вентилятор, чтобы упавшие осколки не попали объектив.
Модель также подпиливают, чтобы части, на которые она развалится, были достаточно мелкие. Камера раскручивается до скорости 240 кадров в секунду. Такая скорость необходима, чтобы миниатюрный взрыв превратился в кадре в огромный, всеразрушающий огненный шар, а зритель при этом успел разглядеть части космического корабля, разлетающиеся в безвоздушном пространстве. Для такого взрыва обычно предусмотрено три дубля – не всегда получается сразу рассчитать силу взрыва.

Дождь, снег и ветер. Как делают погоду в кино

Даже сейчас непосредственно на съемочной площадке делают довольно много эффектов (их называют in camera effects). Например, погодные условия очень сложно воссоздать потом, когда кино уже снято, поэтому их стараются сделать сразу во время съемок фильма.

Кадр из фильма «Знамение». Несмотря на компьютерные технологии, дождь по-прежнему делают на съемочной площадке.

Например, в фильме «Знамение», в сцене крушения самолета, большая часть которой – цифровая, дождь – вполне реальный, воссозданный старым добрым способом: с помощью водонапорных башен и сетки из трубок, поднятой над съемочной площадкой.

Еще на заре кинематографа режиссеры и декораторы пытались создать нужные им погодные условия, когда настоящие не подходили. В 1903 году компания Эдисона сняла сцену со снегом для фильма «Хижина дяди Тома». Создатели спецэффектов пытались приспособить для этой цели соль, измельченные куриные перья и даже отбеленные кукурузные хлопья!

Кадры из фильма «Эта прекрасная жизнь»

В фильме Фрэнка Капры (Frank Capra) «Эта замечательная жизнь» для создания иллюзии снега применяли мыльную и огнетушащую пену. А на земле лежали кусочки пластика, гипсовая пыль и 300 тонн алебастра. Современные повелители погоды пользуются смесью из пеноплистерола и измельченного льда. Для крупных планов используют жидкий азот – хлопья натурального снега должны таять в кадре, соприкасаясь с кожей персонажа!

Чтобы укрыть улицы снегом, их поливают огнетушащей пеной, засыпают измельченным льдом и мелкими хлопьями полиэтилена (одного льда не достаточно – он тает, поэтому во время съемок его надо пополнять). Часть снега должна испариться в кадре, а часть… можно будет сложить в мешки и унести с собой. Чтобы создать снегопад, конструируют машину, разбрасывающую хлопья полиэтилена, и поднимают ее над улицей.

С дождем не меньшие проблемы: настоящий дождь не отображается на пленке! Во времена черно-белого кино в воду, предназначенную для кинодождя, добавляли молоко или химикаты.

Кадры со съемочной площадки фильма «Знамение». Вверху: дождевая установке в работе. Внизу: такие дождевые установки стояли вдоль шоссе, по которому едет герой Николаса Кейджа (Nicolas Cage). Их потом пришлось стирать на компьютере.

Сегодня, чтобы полить огромную съемочную площадку дождем, создается сеть из трубок с разбрызгивающими головками. Эта сеть поднимается над площадкой с помощью крана, и в нее закачивают воду. Размер отверстий дождевых головок можно варьировать, как и давление, под которым подается вода. Например, мелкие дырочки в купе с сильным давлением дают в кадре сильный туман. Здесь есть одна проблема – объем. Чем больше воды вы поднимете над головой актеров за единицу времени, тем лучше - капли воды должны быть крупные, иначе камера их не увидит. У каждого специалиста по спецэффектам есть свои фирменные секреты. У кого-то это состав взрывоопасной смеси, а у кого-то – головка разбрызгивателя водяных капель. Еще один секрет кинодождя кроется в правильном освещении. Если его неверно осветить – камера его тоже не увидит.

Кран поднимает генерирующую дождь конструкцию на высоту десятиэтажного дома. Это минимальная высота, позволяющая каплям выровнять свою траекторию падения прежде, чем они попадут в кадр. Кроме того, сама конструкция в кадр попасть не должна.

В 1939 году фильм «И пошел дождь» получил «Оскар» за спецэффекты, выиграв в жестокой конкуренции у «Унесенных ветром» и «Волшебника страны Оз». Чтобы соединить в кадре разрушения, вызванные землетрясением, дождь и затопление города разрушающейся дамбой были созданы резервуары с водой, которые должны были затопить часть декораций, построенных в натуральную величину на территории киностудии «20й век Фокс». Специалисты целый год готовили эту сцену.

Не менее сложно создавать ветер: для этого раньше использовали… авиационные двигатели. Они очень шумные, как все мы знаем и это создает особые трудности на съемочной площадке. Например, на съемках фильма «Ко мне, Мухтар» для создания снежного бурана авиационный двигатель просто опустили в снег. При этом, естественно, собаки перестали слышать команды дрессировщиков. Потребовалось немало времени, чтобы четвероногие актеры привыкли к шуму и перестали на него реагировать.

Но сейчас, чтобы не переозвучивать фильмы, созданы специальные вентиляторы, которые гонят воздух беззвучно. Кроме того, скорость их лопастей можно менять, регулируя силу ветра.

Ветродувы, которые используют для создания ветра. Особая форма лопастей делает их работу бесшумной
спецэффекты в кино
Разделы:
Рубрики:
Популярное: